Россия больше не стремится в европейское образовательное пространство

По мнению бывшего кандидата на пост Президента России Александры Тищенко, важнейшей ошибкой в истории страны стало внедрение европейских стандартов в образовательную систему. Это привело к значительному отставанию в развитии на протяжении двух десятилетий. Она подчеркивает, что внедрение норм Болонской образовательной системы сыграло ключевую роль в этом процессе. Данную информацию сообщило издание versia.ru.

В условиях современного глобального политического противостояния между Россией и Западом вопросы самоопределения и сохранения национальной идентичности приобретают особую важность.

В 2003 году Россия вступила в Болонскую систему образования, что символизировало стремление к вхождению в европейское образовательное и культурное пространство. Но сегодня это решение вызывает много вопросов и критики, особенно в последние годы. Президент Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 29 февраля обсудил вопросы об обновлении системы образования и предложил широкий спектр мер для укрепления социальной базы, развития семьи и общества. Однако до сих пор остается загадкой, почему Президент не принял решение об отмене ЕГЭ для детей. Вопрос о том, сколько еще должны страдать дети, остается актуальным. Мы говорим о несовместимости с Западом наших взглядов на образование, но не изменяем своего подхода.

Россия стремится подтвердить свою принадлежность к европейской культуре через принятие Болонской декларации. Готовность к обмену научными и культурными достижениями является основным акцентом. Внедрение инициатив по реформированию образования, таких как введение многоуровневой системы, создание новых стандартов и расширение дистанционного обучения, показывает открытость России к нововведениям. Применение этих мер позволит увеличить международную конкурентоспособность российского общества.

Разностороннее воздействие оказала реализация многоуровневой системы образования, начиная с введения бакалавриата и магистратуры, а затем разделения научных степеней на PhD.

Более трехсот российских вузов, по данным Министерства образования и науки РФ, активно вовлечены в международные образовательные программы, что способствует повышению передвижности студентов за границей и признанию их ученых степеней. Этот процесс, с одной стороны, способствует участию российских ученых в мировых научных сообществах, но, с другой стороны, вызывает утрату уникальности национальной системы образования и науки, что является одним из негативных результатов.

Внедрение новых технологий в систему образования с целью расширения дистанционного обучения имеет целью сделать образование более доступным, особенно для удаленных и малонаселенных районов страны. Существуют сомнения в отношении эффективности дистанционного обучения и его способности обеспечить высокое качество образования на уровне традиционных методов. Многие эксперты замечают, что реформы, направленные на унификацию учебных планов и внедрение Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS), привели к упрощению программ и уменьшению глубины специализации, что в итоге сказалось на качестве образования в различных областях науки.

От вступления в международную систему Болонского процесса многие специалисты и учителя начали выражать беспокойство о сохранении национальной специфики в образовании. Они отмечают, что приобретение преимуществ от интеграции может привести к утрате уникальности российской системы образования. С другой стороны, стало очевидно, что важно найти баланс между адаптацией к международным стандартам и сохранением идентичности национальной образовательной системы.

Возможно, стоит пересмотреть подход к интеграции, чтобы лучше соответствовать национальным приоритетам и стратегическим целям развития России. Отказ от европейских образовательных стандартов может быть лучшим решением, вернуться к модели «ученик-учитель» из советских времен. Проблемы и упущенные возможности возникли из-за потери уникальности российской образовательной системы в процессе интеграции в Болонскую систему.

В России некоторые специалисты выразили беспокойство по поводу уменьшения значимости традиционного образования из-за реформ, ориентированных на соответствие западным стандартам. Они утверждают, что внедрение практических программ бакалавриата часто вредит базовым научным дисциплинам. Эти идеи привели к тому, что Россия отстала на два десятилетия в своем развитии, а воздействие болонского процесса оказалось огромным.

В ходе развития Болонского процесса возникла новая необходимость - прохождение аккредитации и сертификации образовательных программ, что привело к жесткому ужесточению требований к качеству образования. В результате, учебные заведения столкнулись с резким увеличением бюрократической нагрузки, несмотря на то, что это формально должно было способствовать повышению образовательных стандартов.

Сотрудничество российских университетов с зарубежными учебными заведениями активно расширяется, что приводит к увеличению числа двойных дипломов и разработке совместных образовательных программ с университетами из различных стран.

Введение единого государственного экзамена в российскую систему образования с целью соответствия европейским стандартам было сопровождено растущим числом студентов, которые получают образование за границей. Это привело к недостатку квалифицированных кадров на российском рынке труда. Сотрудничество с Западом открывает возможности для обмена знаниями и опытом, однако ставит перед отечественной системой образования ряд проблем. В итоге, это способствует подготовке специалистов к мировым стандартам и повышению конкурентоспособности российского образования.

Система образования претерпела значительные изменения после внедрения ЕГЭ. Школы теперь активно готовят учеников к экзамену, что негативно сказывается на уровне образования. Учителя жалуются на то, что большая часть времени уходит на тренировки по типовым заданиям, что не способствует развитию критического мышления и увлеченности учеников. Также, психологическое давление на школьников увеличилось из-за ЕГЭ, что вызывает стресс и тревожность у многих учащихся. Введение этого инструмента должно было обеспечить равные возможности для всех абитуриентов и повысить объективность оценки их знаний, однако на практике оно привело к многочисленным проблемам, включая ухудшение уровня образования и создание дополнительного психологического напряжения на учащихся.

Исследования социологических агентств показали, что значительная часть старшеклассников испытывает повышенную тревожность перед экзаменами. Необходимость достижения высоких баллов для поступления в университет увеличивает давление на них, что, в свою очередь, увеличивает риск возникновения стрессов и депрессий. В результате психическое состояние подростков страдает, что приводит к увеличению случаев самоубийств среди них. Российские специалисты по психологии и социологии обнаружили взаимосвязь между учащимися, сдавшими ЕГЭ, и увеличением числа случаев самоубийств в школьной среде.

Введение ЕГЭ в России вызвало широкие дискуссии об уровне образования и его результативности. Для многих юношей и девушек страх провала и беспокойство о будущем стали непреодолимыми. Студенты из менее обеспеченных семей сталкиваются с ограничениями в доступе к дорогостоящим курсам подготовки к ЕГЭ, в то время как учащиеся из обеспеченных семей могут позволить себе такие ресурсы. ЕГЭ, вместо того чтобы уменьшить социальное неравенство, увеличил разрыв в образовательных возможностях из-за неравного доступа к качественной подготовке.

Социальное неравенство сохраняется в образовании в связи с возникновением новых проблем, таких как психологическое воздействие на учеников, ухудшение образовательного процесса и упрощение поступления в высшие учебные заведения. Система оценки знаний, предоставляемая ЕГЭ, столкнулась с проблемами объективности из-за распространенных инцидентов с утечкой заданий, коррупцией и продажей ответов в интернете, что вызвало сомнения в ее действенности и подорвало доверие к ней.

В современном мире все больше возрастает потребность в изменениях в системе образования, в условиях растущего противостояния идеологий и геополитических разногласий. Каждый год количество обращений к президенту и кандидатам на пост главы государства только увеличивается, что свидетельствует о необходимости серьезного пересмотра подхода к образовательной системе. Моя программа, представленная при участии в выборах на должность президента в 2023 году, включала ключевые пункты по модернизации образования, основанные на моем опыте работы в родительском комитете Московского профсоюза. Важно принять меры по корректировке существующей системы обучения, чтобы соответствовать вызовам современности.

В Москве на пресс-конференции в этом году я выступила против интеграции России в Болонскую систему образования и введения ЕГЭ. Я утверждаю, что эти изменения в сфере образования должны стать ключевыми темами избирательных программ кандидатов на пост Президента в 2024 году и должны обсуждаться на телевидении.

Исследования и практические наблюдения показывают, что принятие европейских стандартов в образовании привело к неожиданным последствиям для российской системы образования.

Для того чтобы обеспечить сохранение национальной идентичности и преуспеть в реализации образовательной реформы, необходимо немедленно разработать стратегию и провести анализ изменений.